О национальной идее
Национальной идеей должна стать мораль, нравственность, духовность.
Важнейшей
частью духовности является нравственность, одинаково понимаемая у всех народов
мира, независимо от конфессиональной принадлежности.
-«Что ненавистно тебе самому,
Того не делай ни кому»
-Товит, VIII век до н.э., Библия, кн. Тов. 4.15 .
-«Чего себе не пожелать,
того не делать и другому,
Не знать вражды в своей стране,
Не знать вражды в своей семье»
- Конфуций, V век до н.э., Изречения, 12.2
-«Чего не желаешь себе, того не делай и ближнему своему»
- Гилель (еврейский законоучитель), I век до н.э.
-«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними»
- Иисус Христос, Библия, Евангелие от Матфея . 7.12
Обязательно ли знание высшего закона нравственности последователям
Ислама? Безусловно!! Вот что записано в Коране:
-Сура3стих2 (3). Ниспослал Он тебе писание в истине,
подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и
Евангелие (4) раньше в руководство для людей и ниспослал Различение.
Из выше приведённого следует, что мораль, нравственность у всех народов понимается однозначно на протяжении тысячелетий. Нравственность определяет наши отношения к самим себе, к ближним и к окружающей нас среде, природе. Критерий нравственности: «Не делай другому того, чего не хочешь для себя»
Очень умные люди, обладающие знаниями об окружающей их действительности и способностями к анализу, в течение нескольких тысячелеток собирали и составляли свод правил человеческого общежития, названный ими нравственностью, моралью, т.к. всегда были озабочены завтрашним днём своих детей, внуков и последующих поколений.
Целям усвоения нравственности служит религия различных форм, традиционно сохраняющая правила общежития в различных ситуациях при самоустранившемся государстве.
Сегодня общество
озадачено двумя утверждениями:
1 – Человека создал Бог!
2 – Человек создал Бога!
Первое: вера в Бога
- психологическая уверенность в истинности
некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и
опытно проверены.
Второе: вера в знание, доказанное и опытно
проверенное.
Тратить время на выяснение кто прав, а кто не прав – не благодарное дело. У первых -многотысячелетняя практика, у вторых – 1.5-2 века усилий по установлению научной истины. У первых – сторонники уменьшаются, у вторых – увеличиваются.
Выяснять необходимо, какие правила, установленные во все времена у всех народов, принимаются всеми сторонами и обучать их знанию детей и взрослых..
Не принятые правила подвергаются проверке и обсуждению, для приведения их во взаимно приемлемую форму или забываются.
Совесть – способность оценивать собственные действия.
Правда - удерживает от проступка и приводит человека к раскаянию.
Раскаяться–прекратить совершать проступок и принять твёрдое решение не совершать его в будущем.
Раскаяние не может искупить зло, причинённое одним человеком другому, пока обиженный не простит обидчика.
Исповедь – это слова покаяния, произносимые вслух: «я совершил проступок, поступив так-то и так-то. Теперь я горько сожалею и стыжусь своего поступка и никогда более не повторю его»
Воля – управление собственным поведением, т.е. применение в повседневной жизни нравственных правил, выше перечисленных.
ЗЛО - самолюбие,
гордость, злоба, зависть, ненависть, отчужденность, подозрительность, вражда,
жестокость и пр. проступки
нарушающие заповеди указанные в Библии.
Научить ребёнка ежедневному подведению итогов прошедшего дня – во дворе, в саду, в школе – не причинил ли он кому-то зло, т.е. покаянию перед самим собой – проявлению совести, и как исправить сегодняшнее неверное действие. Если подобное станет правилом жизни вашего ребёнка, т.е. управление собственным поведением – проявление воли – это будет самым большим вашим вкладом в его будущее!
Критерием достижения цели, т.е. настоящей,
подлинной нравственности, способности определить добро и зло, правильного
выбора, станет потребность каждого
ежедневно давать оценку своим
действиям и принимать решения, каким образом исправлять собственные ошибки, а
это и есть проявление совести –
неотъемлемое качество, принадлежность интеллигенции!
Мой вариант усвоения «Золотого правила взаимоотношений между
людьми»:
-в нулевом классе школы классный руководитель в начале учебного года проводит урок нравственности и объясняет на понятных детям примерах «золотое правило», а затем в начале каждой четверти уже на примерах поведения учащихся проводит такие же уроки.
-в 1-м, 2-м и
3-м классе та же схема – каждую четверть урок
нравственности с письменным изложением своего понимания «золотого правила».
-в 4-м, 5-м,
6-м, 7-м классах – два раза в год уроки
нравственности, а также письменное изложение с примерами из собственной
жизни, жизни семьи, страны.
-в 8-м, 9-м,
10-м, 11-м классах – 1 раз в год те же уроки.
Классный руководитель собирает и хранит письменные сочинения до выпускного вечера, где каждому вручается его сочинения за весь период учебы в школе, где можно проследить, как менялось во времени понимание различий между добром и злом в будущей жизни среди людей. Забыть это обучение невозможно, а результат будет достигнут через 25-30 лет, т.е. когда у сегодняшних первоклашек появятся свои первоклашки, которым они смогут ответить на вопросы понимания главного закона.
Геннадий Товбин Малаховка tgn42@mail.ru