Научить нравственности!
Важнейшей
частью духовности является нравственность, одинаково понимаемая у всех народов
мира, независимо от конфессиональной принадлежности.
-«Что
ненавистно тебе самому,
Того не делай ни кому»
-Товит, VIII век до н.э., Библия,
кн. Тов. 4.15 .
-«Чего себе не
пожелать,
того не делать
и другому,
Не знать
вражды в своей стране,
Не знать
вражды в своей семье»
- Конфуций, V век до н.э., Изречения, 12.2
-«Чего не
желаешь себе, того не делай и ближнему своему»
- Гилель (еврейский
законоучитель), I век до н.э.
-«Во всем, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
- Иисус Христос, Библия,
Евангелие от Матфея . 7.12
Обязательно ли знание высшего закона нравственности последователям Ислама? Безусловно!!
Вот что записано в Коране: -Сура3стих2 (3). Ниспослал Он тебе писание в истине,
подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и
Евангелие (4) раньше в руководство для людей и ниспослал Различение.
Из
выше приведённого следует, что мораль, нравственность у всех народов понимается
однозначно на протяжении тысячелетий.
Совесть – способность оценивать собственные действия.
Правда - удерживает от проступка и приводит человека к
раскаянию.
Раскаяться–прекратить
совершать проступок и принять твёрдое решение не совершать его в будущем.
Раскаяние не может искупить зло, причинённое одним
человеком другому, пока обиженный не простит обидчика.
Исповедь – это слова покаяния, произносимые вслух: «я
совершил проступок, поступив так-то и
так-то. Теперь я горько сожалею и стыжусь своего поступка и никогда более не
повторю его»
Воля – управление собственным поведением, т.е. применение
в повседневной жизни нравственных правил, выше перечисленных.
ЗЛО - самолюбие, гордость, злоба,
зависть, ненависть, отчужденность, подозрительность, вражда, жестокость и пр. проступки нарушающие заповеди указанные в
Библии.
Научить ребёнка ежедневному
подведению итогов прошедшего дня – во дворе, в саду, в школе – не причинил ли
он кому-то зло, т.е. покаянию перед самим собой – проявлению совести, и как исправить сегодняшнее неверное действие.
Если подобное станет правилом жизни вашего ребёнка, т.е. управление собственным поведением – проявление воли –
это будет самым большим вашим вкладом в
его будущее!
Критерием достижения цели, т.е. настоящей, подлинной
нравственности, способности определить добро и зло, правильного выбора, станет потребность каждого ежедневно давать
оценку своим действиям и принимать
решения, каким образом исправлять собственные ошибки, а это и есть проявление совести – неотъемлемое качество,
принадлежность интеллигенции!
Мой вариант усвоения «Золотого правила
взаимоотношений между людьми»:
-в нулевом классе школы
классный руководитель в начале учебного года проводит урок нравственности и объясняет на понятных детям примерах «золотое
правило», а затем в начале каждой четверти уже на примерах поведения учащихся
проводит такие же уроки.
-в 1-м, 2-м и 3-м классе та
же схема – каждую четверть урок
нравственности с письменным изложением своего понимания «золотого правила».
-в 4-м, 5-м, 6-м, 7-м
классах – два раза в год уроки
нравственности, а также письменное изложение с примерами из собственной
жизни, жизни семьи, страны.
-в 8-м, 9-м, 10-м, 11-м
классах – 1 раз в год те же уроки.
Классный руководитель
собирает и хранит письменные сочинения до выпускного вечера, где каждому
вручается его сочинения за весь период учебы в школе, где можно проследить, как
менялось во времени понимание различий
между добром и злом в будущей жизни среди людей. Забыть это обучение
невозможно, а результат будет достигнут через 25-30 лет, т.е. когда у
сегодняшних первоклашек появятся свои первоклашки, которым они смогут ответить
на вопросы понимания главного закона.
Геннадий Товбин Малаховка tgn42@mail.ru